Главная   Фотографии   Цветовая гамма   Комплектации и цены   Руководство по эксплуатации   О Гранте


Журнал «За рулём» про Ладу Гранту

Машина с такой расчетной ценой заслуживает максимально подробного представления, а кто сделает это лучше её родителей? Антон Чуйкин отправился в Тольятти чтобы из первых рук получить информацию о проекте «Гранта», стартующим на АВТОВАЗе в конце года.

«Классике» нужна замена

...и это утверждение относительно модели, которая в первом поколении встала на конвейер 41 год назад, не нуждается в доказательствах. Против «Жигулей» масса аргументов, резервы конструкции исчерпаны до дна. Довод «за» единственный, но очень весомый: хороший спрос, обусловленный беспрецедентно низкой ценой. Только в прошлом году более 100 тысяч покупателей - больше, чем у любой другой модели «Лады»! Терять столь мощный пласт потребителей автозавод не намерен. А значит - см. подзаголовок.

Вот-вот «семерка» последует путем модели 2104 к новому месту производства - в Ижевск (выпуск 2105, кстати, прекращен вовсе). «Классической» теме мы посвятим специальный проект на страницах ЗР. А сейчас сформулируем техзадание на новый автомобиль, который должен сменить заднепри-водные «лады»: нужна машина ценой до 300 тысяч рублей – современная, просторная, доступная. Эти три ключевых слова нам не раз повторяли в Тольятти. Попутно ей предстоит навести порядок в модельном ряду ВАЗа, стать достойным сменщиком седанов «Калина» и «Самара». Чтобы в сегменте В не только не потерять клиентов, но и приобрести новых.

Выбираем платформу

Работу начали в 2008 году, когда у проекта еще не было имени «Гранта», а только индекс 2190 и просочившееся в прессу наименование low cost («низкая стоимость» в переводе с английского). Рабочая группа анализировала три платформы: «классическую», «Самара» и «Калина». От первой отказались в силу ее возраста. Из двух оставшихся выиграла «Калина» -по нескольким параметрам.

Она более современная (читай: с хорошим резервом по безопасности). У нее лучше геометрические параметры: не все знают, что у «Калины» самый просторный салон в семействе ВАЗ, в который спереди «садятся» манекены так называемого 98-го перцентиля, а сзади - три 95-го (проще говоря, за руль не поместятся только 2% мужчин нашей страны). Ее проектировали с использованием цифровых технологий, а значит, можно сэкономить время и средства, строя на этой базе новую машину - также «в цифре».

Наконец, производство «Калины» сегодня загружено не полностью. В первую очередь недобирают именно седанов, которых первоначально планировали продавать до 50% от всех 220 тысяч, а сейчас делают лишь четверть из годовой программы около 150 тысяч. Прибавьте современное оборудование, закупленное для «Калины», и согласитесь, что именно эта платформа соответствует трем ключевым словам.

Разработчикам остается договориться, что они не просто экономят, но улучшают, оптимизируют существующую конструкцию. В этом проекте внимание уделяли каждой мелочи, буквально считали копейки и дотошно требовали высокое качество. Впервые, признаются участники проекта, на АВТОВАЗе реализован такой подход.

22 месяца

Столько предусматривал график работ от момента окончательного определения концепции и окончания дискуссий до начала серийного производства. Которое стартует по плану - в конце этого года. Сегодня автомобиль ценой от 220 тысяч рублей (маркетологи настояли: не более 20% сверх цены «классики»; уложились в 10%) практически готов. Время знакомиться!

Геометрия средней части кузова осталась без изменений. Увеличенная на 6 мм база - следствие большего кастора (угол продольного наклона оси поворота колеса), что вместе с более жестким стабилизатором поперечной устойчивости должно положительно повлиять на управляемость. Сразу отметим, что ради этого установили и отрицательный развал задних колес, отчего их колея расширилась на 16 мм.

«Калину» незаслуженно воспринимают как маленький и тесный автомобиль, хотя на самом деле упрекнуть в этом можно разве что багажник. Конструкторы увеличили задний свес на 150 мм и получили багажный отсек в 480 л (результат замеров однолитровыми кубиками по методике VDA; полезный объем, который ЗР проверяет кубиками объемом 4 и 8 л, будет несколько меньшим). Чтобы машина выглядела пропорционально, удлинили и передний свес, попутно решив несколько технических задач - например, отодвинули рамку радиатора, упростили конструкцию и смягчили температурный режим в подкапотном пространстве.

У «Гранты» будет три комплектации - «Стандарт», «Норма» и «Люкс» (см. табл.). Видимое отличие первой - некрашеные бамперы, при этом передний состоит всего из трех деталей (у «Калины» - девять; вот пример оптимизации и удешевления конструкции).

Кузов получился легче, чем у «Калины», примерно на 5 кг, при этом жесткость выше на 14%. Тщательная, до мелочей, проработка конструкции сказалась на обтекаемости - аэродинамический фактор (произведение Сх на площадь поперечного сечения) «Гранты» уже в начальной комплектации лучше на 6,3%.

Для автомобилей приготовлены три варианта двигателей 1,6 л: с 8, с 16 клапанами и с так называемой облегченной шатунно-поршневой группой для версий «Норма» и «Люкс» (мощность 90 и 98 л.с). Все снабжены электронной педалью газа и соответствуют Евро-4.

Собственно, все модели ВАЗ переходят на новый экологический стандарт в ближайшие полгода, и, например, «электронный газ» уже с января прописался на серийных «калинах».

Начальная комплектация «Гранты» избавлена от электроусилителя рулевого управления - другого глагола и не подберешь, поскольку на прежних «калинах» этот узел вызывал множество нареканий из-за нестабильной работы (редакционную машину это не обошло стороной: руль прикусывает в некоторых поворотах). А главное - зачем усиливать руль, который от упора до упора делает почти четыре оборота?! Он и так легкий - потому что «длинный», с большим передаточным отношением По примеру «логанов» усилитель появляется в комплектациях «Норма» и «Люкс» с меньшим передаточным отношением рулевого механизма: баранка делает 3,1 оборота. Поставщик - корейская компания Mando, которая ныне поставляет усилители на 70% «калин» и обеспечивает хорошее качество (ЗР, 2011, № 2).

Завершим обзор ходовой части тормозами. На всех «грантах» передние диски вентилируемые. На дорогой версии появятся ABS и Brake Assist.

От платформы, которую «Гранта» делит с «Калиной», переходим к тому, что на этой платформе установлено, а именно - к оригинальному салону. Панель приборов собрана из 39 деталей (сравните с 52 деталями у «Калины»; новая конструкция и дешевле, и стыков, то есть возможных источников шума, в ней меньше). Известная проблема «Калины» - вибрации руля. Ее решили, сместив частоту собственных колебаний конструкции относительно оборотов холостого хода. Результат этого и других мероприятий - упрощенная «Гранта» пусть ненамного, но лучше «Калины» в части шумовой нагрузки.

При том, что руль стандартной машины лишен регулировки по высоте, удалось найти его положение, удобное большинству водителей. Отчасти помогли сиденья, в которых прежними остались разве что точки крепления.

Чего в ней только нет!

Ответ дает таблица комплектаций: в стандартной комплектации нет уже привычных по другим «ладам» электропакета и кондиционера, тонированных стекол и усилителя руля, ABS и подушек... Стоп, а как же безопасность, спросите вы? Разработчики поясняют: автомобиль соответствует принятым в России с этого года европейским нормам безопасности, которые и не снились «классике». Речь, в частности, о фронтальном ударе с 56 км/ч со смещением. Компьютерные модели били сотни раз, программа физических ударов на момент подготовки материала еще не была завершена, но предварительные результаты вселяют уверенность: нормы выполнимы без подушек! Собственно, то же касается ABS: система полезна, но не обязательна в России (а экспортировать «Гранту» не собираются), главное - обеспечить требуемое замедление. То есть где закон позволял экономить - авторы проекта этим воспользовались.

Но свято соблюдали букву правил: так, на «Гранте» впервые в практике АВТОВАЗа появились крепления «изофикс» сзади, за что создателям машины не раз скажут спасибо молодые отцы, которым не придется обматывать современные детские кресла ремнем.

В трех исполнениях «Гранта» займет диапазон 220-300 тысяч рублей (в сегодняшних ценах). Планируется и еще одна комплектация: «Люкс+». Боковые подушки, система стабилизации, двухсистемный навигатор, датчик дождя, парк-Троник и даже - почему нет? - автоматическая коробка. Когда? Этому вопросу стоит посвятить отдельную главку.

История с продолжением

В мае «Гранту» рассекретили, показав официальным лицам и журналистам. В июле потрогать ее сможет каждый автозаводец - на празднике 45-летия АВТОВАЗа она будет одной из главных фигур. В августе состоится официальная премьера на Московском международном автосалоне - тогда же планируют определиться с ценами разных исполнений. Наконец, в конце года стартует производство и первые «гранты» в исполнениях «Стандарт» и «Норма» обретут хозяев; в начале 2012-го придет черед «Люкса». Что касается версии «с плюсом» - это дальнейшее развитие проекта, как и возможный рестайлинг. А в 2013 году завод обещает хэтчбек «Гранта»; в отличие от кургузой «Калины», он задуман полноразмерным, с большим задним свесом, и отчасти исполнит запросы на универсал.

Но это планы завода... А как насчет ЗР? Понятно, что «Гранту» мы намерены исследовать со всем возможным вниманием. От первого тест-драйва до длительных эксплуатационных испытаний. Она только начинает долгое путешествие по страницам ЗР: следите за нашими публикациями!

Этот материал помогли подготовить сотрудники АВТОВАЗа: Олег ГРУНЕНКОВ, директор проекта «Семейства автомобилей Lada 2190 и Lada Kalina»; Дмитрий ДУДАРЬ, заместитель главного конструктора; Андрей ЗАХАРОВ, начальник управления дизайна; Игорь БУРЕНКОВ, директор по внешним связям.




Контакты ©2011-2012 «Лада Гранта»
Hosted by uCoz